Консультации для родителей

01.03.2021

«Как обучать детей звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

 

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме кружочком.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши рукамиЗвонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах одной черточкой, мягкие –д вумя Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает нужную фишку. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять фишку с одной черточкой, если мягкий – с двумя (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.Хочу такой сайт

- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К]) - Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Какой фишкой на схеме обозначим звук [К]? (одной черточкой).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).

- Какой фишкой на схеме обозначим звук [О]? (кружочком). - Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Какой фишкой на схеме обозначим звук [Т]? (двумя черточками).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К). Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О). Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению.Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки: кружочки обозначают гласные звуки, одна черточка - твердые согласные, две черточки - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно. Слова, которые не следует давать для анализа: слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа. Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа. Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове) А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь. У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей. И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра. Э: Эля, эхо, эта, это, этот. Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове) А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран. О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон. У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук. И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис. Ы: дым, сын. Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове) Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна. М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска. Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки. Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове) К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток. П: сироп, укроп, карп, суп. Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет… Слова для полного звукового анализа Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох. Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом. Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши. Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси. Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист. Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка. Слова из трех открытых слогов: корова, лопата. Дидактические игры «Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.   Консультация для родителей «Решение простых арифметических задач» Очень часто мы взрослые спешим, что - то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправданно? Набор готовых знаний не формирует потребность в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок. Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая форма предполагает рассуждения, и, наконец, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, что бы дети усвоили все формы действия. С первых лет жизни ребенок сталкивается с необходимостью решать разнообразные задачи: выбирать друзей, игрушки, распределять конфеты между гостями, соотносить количество членов семьи с количеством столовых приборов и т.д. Решение задач помогает ребенку глубже понять взаимосвязи в окружающей среде, предоставляет возможность использовать на практике полученные теоретические знания. С помощью решения простых арифметических задач формируется одно из ключевых понятий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – понятие про арифметические действия и ряд других понятий. Умение решать простые задачи является подготовительным этапом овладения детьми умением решать сложные задачи, поскольку решение сложной задачи сводится к решению ряда простых задач. Для того чтобы научить ребенка решать задачи, взрослому, прежде всего, необходимо самому определить содержание понятия «задача», ее основные черты. Понятие «задача» имеет ряд определений: - упражнение, которое выполняется с помощью умозаключений, высчитывания; - что-то сложное для исполнения; - сложный вопрос, проблема, требует изучения и решения; - то, что требует исполнения и решения. В самом широком педагогическом значении понятие «задача» – это проблемная ситуация, которая предусматривает необходимость сознательного поиска соответствующих способов для ее решения, реализации поставленной цели. В математике чаще всего используется понятие арифметическая задача – небольшой рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга, относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины, если известно значение других величин. Это отображается в вопросе, который начинается словами «сколько» или «насколько». Таким образом, в структуре арифметической задачи дети с помощью взрослого выделяют 4 части: условие (известные числовые данные задачи и связь между ними) и вопрос (неизвестная величина), решение и ответ. В современной дошкольной педагогике взгляды исследователей на классификацию типов задач совпадают. Так, простые задачи (задачи которые решаются в одно действие) принято распределять на такие группы: 1. Задачи на нахождение суммы и остатка – простые задачи, при решении которых дети осознают конкретное содержание каждого из арифметических действий, то есть того, какое арифметическое действие соответствует одной из операций с множествами – объединение или разделение. Например: «На дереве сидело 5 воробьев. К ним прилетел еще 1 воробушек. Сколько всего стало воробьев на дереве?» 2. Задачи на нахождение неизвестного компонента – простые задачи, при решении которых необходимо проанализировать связь между компонентами и результатом арифметического действий: Например: «Девочка нарисовала несколько яблок и 1 грушу. Всего на рисунке 4 фрукта. Сколько яблок нарисовала девочка?» или « Девочка нарисовала 3 яблока и несколько груш. Всего 6 фруктов. Сколько груш нарисовала девочка?» 3. Простые задачи, которые раскрывают отношение между числами: Например: «Мама вымыла 5 чашек, а Лена на 2 чашки меньше. Сколько чашек вымыла Лена?» или «Кате подарили 2 тетради, а Лене 3. Насколько больше тетрадей подарили Лене, чем Кате?» В дошкольном возрасте большое внимание отводится задачам на логическое мышление: Например: «Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на одной ноге?»

Правила безопасности будущего первокласника.docx (скачать)
Как подготовить будущего первокласника.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».