УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №20 «ДЕЛЬФИН» СОГЛАСОВАНО: Педагогическим советом МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад №20 «Дельфин» УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад №20 «Дельфин» _______ Н.В. Шкиль Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Приказ № 100 от 31.08.2023г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Путешествуем со Светофориком» Направленность – социальногуманитарная Срок реализации программы - 3 года Тип программы - общеразвивающая Вид программы - модифицированная Уровень – стартовый Возраст обучающихся _4 - 7____ лет Составитель: ______Воропай Л.С.__, старший воспитатель г. Керчь 2023 г. 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествуем со Светофориком» (далее - Программа) составлена в соответствии с: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 29 декабря 2022 г.); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года); 3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 4. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; 5. Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); 6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; 7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 11. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; 2 12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; 14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 15. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 19.12.2022 г.); 16. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; 17. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; 18. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; 19. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; 20. Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; 21. Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; 22. Уставом МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 20 «Дельфин». 23. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Т. Даниловой: Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. 3 Направленность Программы «Путешествуем со Светофориком» социально-гуманитарная. Содержание Программы направлено на обучение детей от 4 – 7 лет правилам дорожного движения, склонности к безопасному поведению на дорогах. Актуальность Программы продиктована требованием времени. Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходимым поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей. Новизна Программы заключается в разработке и использовании на занятиях наглядно-дидактического и практического материала, разнообразие форм и методов, а также их сочетание в совместной работе педагога дополнительного образования, воспитателя, родителей, инспектора ГИБДД и специалистов ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в игре. Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс обучения навыкам безопасного поведения на улице и дорогах довольно прост и доступен дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. При этом используется множество наглядного материала, включение в занятия игрового материала, и использование приёма разыгрывания учебных заданий и упражнений, создание игровых ситуаций. Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и воспитанию воспитанников. Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение воспитанников. Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта: Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым воспитанником с учётом личных способностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Программа позволяет детям проявить полученные теоретические знания на практике. 4 Адресат Программы: дети дошкольного возраста (мальчики и девочки) в возрасте от 4 лет до 7 лет. Дошкольный возраст 4 – 7 лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения. Объём Программы. Программа рассчитана на 3 года и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 108 часов. Срок реализации Программы рассчитан на 3 года. Таблица 1 Реализация Программы Уровень обучения Год обучения стартовый 3 года Количество Количество Объем учащихся в часов в программы группе неделю 25 человек 1 час 108 часов Возраст учащихся 4–7 лет Уровень Программы – стартовый. Формы обучения и виды занятий. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков. Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся. В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения 5 материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий. Наполняемость в группе составляет 25 человек. Состав группы – постоянный. Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в неделю, 36 часов в год. 1.2 Цель и задачи Программы Цель: формирование у детей устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения. Задачи: Обучающие задачи: - познакомить дошкольников с основными правилами и понятиями Дорожного этикета; - научить детей применять правила дорожного движения в различных жизненных ситуациях; - привить устойчивый интерес детей к занятиям; - в увлекательной форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности. Развивающие задачи: - формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах. - развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке; Воспитательные задачи: - способствовать формированию адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; - воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость; - воспитывать в детях грамотного пешехода. - развивать мотивацию к познанию. 1.3. Воспитательный потенциал Программы Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное развитие обучающихся. Основные задачи: - формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма; - обеспечение необходимых условий для личностного развития; - укрепление здоровья; - профессиональное самоопределение и творческий труд детей; - социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в обществе; - социализация детей; - работа с семьей; 6 - формирование общей культуры; - организация содержательного досуга. Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, систематичность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков. Для решение реальных проблем сообщества страны, дошкольники привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в муниципальном этапе республиканского конкурса детского творчества по безопасности дорожного движения среди воспитанников и учащихся образовательных учреждения города Керчи «Дорога глазами детей», внутрисадовых мероприятиях согласно плана воспитательной работы. Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной работы творческого объединения на учебный период в Приложении 3.5. В результате проведения воспитательной работы будет достигнут высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного участия родителей в работе объединения. 1.4. Содержание Программы Таблица 2 Учебный план 1-й год обучения (средняя группа, 4 – 5 лет) № занят ия Содержание занятий в плане Количество часов Формы всего теория практика аттестации и контроля 1. Вводное занятие. ТБ 1 1 0 Педагогическое наблюдение 2. Грузовой транспорт 4 2 2 3. Легковой транспорт 4 2 2 4. Пассажирский транспорт 6 4 2 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 5. 1 1 0 Педагогическое наблюдение 6. История создания транспорта Водитель 1 1 0 7. Улица 4 3 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 7 8. Светофор и его сигналы 3 2 1 9. Дорожные знаки 7 5 2 10. Это должны знать все 5 3 2 Итого часов 36 24 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 12 2-й год обучения (старшая группа, 5 – 6 лет) № занят ия Содержание занятий в плане Количество часов Формы всего теория практика аттестации и контроля 1. Вводное занятие. ТБ 1 1 0 2. Грузовой транспорт 2 1 1 3. Легковой транспорт 2 1 1 4. Пассажирский транспорт 3 2 1 5. 3 2 1 6. Машины специального назначения История создания транспорта 1 1 0 7. Водитель 1 1 0 8. Улица 2 1 1 9. Дорога 3 2 1 10. Светофор и его сигналы 3 2 1 11. Дорожные знаки 5 3 2 12. Это должны знать все 7 5 2 13. Мы пассажиры 3 2 1 Итого часов 36 24 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 12 3-й год обучения (подготовительная группа, 6 – 7 лет) № занят ия Содержание занятий в плане Количество часов 8 всего теория практика Формы аттестации и контроля 1. Вводное занятие. ТБ 1 1 0 Педагогическое наблюдение 2. Грузовой транспорт 1 1 0 3. Легковой транспорт 2 1 1 4. Пассажирский транспорт 2 1 1 5. 1 1 0 6. Машины специального назначения Строительная техника 1 1 0 7. Велосипед 2 1 1 8. Водитель 1 1 0 9. Инспектор ГИБДД 1 1 0 10. Улица 1 1 0 11. Дорога 5 3 2 12. Светофор и его сигналы 4 2 2 13. Основные сигналы регулировщика 14. Дорожные знаки 3 2 1 3 2 1 15. Это должны знать все 6 4 2 16. Мы пассажиры 2 1 1 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Итого часов 36 24 12 Содержание учебного плана 1-й год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. 2. Грузовой транспорт (4 часа). Теория: Грузовой транспорт (с кузовом, с цистерной, с фургоном). Их назначение. Сходство. Отличие. Практика: Нахождение частей грузовика впереди, сзади, справа, внутри. 9 3. Легковой транспорт (4 часа). Теория: Легковой автомобиль. Назначение. Практика: Сходства и отличия легкового транспорта от грузового, пассажирского. 4. Пассажирский (6 часов). Теория: Пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Сходства и отличия троллейбуса от трамвая. Назначение пассажирского транспорта. Управление пассажирским транспортом. Остановка. Пассажиры. Правила Поведения в общественном транспорте. Практика: Остановка. Пассажиры. Правила Поведения в общественном транспорте. 5. История создания автомобиля (1 час). Теория: История создания автомобиля. 6. Водитель (1 час). Теория: Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Его трудовые действия. 7. Улица (4 часа). Теория: Моя улица. Одностороннее движение. Двустороннее движение. Правила поведения пешеходов. Практика: Правила поведения пешеходов. 8. Светофор и его сигналы (3 часа). Теория: Светофор. Сигналы. Назначение. Практика: Правила поведения пешеходов. 9. Дорожные знаки (7 часов). Теория: Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Остановка пассажирского транспорта», «Станция технического обслуживания», «Автозаправочная станция». Их назначение. Месторасположение. Практика: Игровые ситуации «Дорожная азбука». 10. Это должны знать все (5 часов). Теория: Правила перехода дороги по пешеходному переходу. Правила перехода дороги по регулируемому переходу. Правила поведения на улице. Пешеходы – нарушители. Практика: Проблемные ситуации. Дорожные происшествия. 2-й год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. 2. Грузовой транспорт (2 часа). Теория: Грузовой транспорт. Назначение. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Практика: Определение вида транспорта, его назначение. 10 3. Легковой транспорт (2 часа). Теория: Легковой автомобиль. Назначение. Сходства и отличия легкового транспорта от грузового, пассажирского. Практика: Определение сходства и отличия легкового транспорта от грузового, пассажирского. 4. Пассажирский (3 часа). Теория: Пассажирский транспорт. Сходство и различие между автобусом и троллейбусом. Сходство и отличия между трамваем, автобусом и троллейбусом. Место нахождения остановки. Пассажиры. Правила поведения в пассажирском транспорте. Практика: Остановка. Пассажиры. Правила Поведения в общественном транспорте. 5. Машины специального назначения (3 часа). Теория: Машины специального назначения. Их назначение. Оснащение звуковыми и световыми сигналами. Правила их движения. Обязанности пешеходов при встрече с машинами специального назначения. Номер телефона служб: скорой помощи, полиции, пожарной. Практика: Номер телефона служб: скорой помощи, полиции, пожарной. 6. История создания транспорта (1 час). Теория: История создания транспорта. Сходства и различия старинного транспорта с современным. 7. Водитель (1 час). Теория: Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно-транспортного происшествия. 8. Улица (2 часа). Теория: Улица. Ее особенности. Моя улица. Мой город. Правила культурного поведения в общественных местах. Практика: Правила поведения пешеходов. 9. Дорога (2 часа). Теория: Дорога. Тротуар. Проезжая часть. Правила правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус и трамвай). Практика: Физика на дорогах (квест-игра) 10. Светофор и его сигналы (3 часа). Теория: Светофор. Сигналы. Назначение. Практика: Правила поведения пешеходов. 11. Дорожные знаки (5 часов). Теория: Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Остановка пассажирского транспорта», «Станция технического обслуживания», «Автозаправочная станция». Их назначение. Месторасположение. Практика: Игровые ситуации «Дорожная азбука». 12. Это должны знать все (7 часов). 11 Теория: Правила перехода дороги по пешеходному переходу. Правила перехода дороги по регулируемому переходу. Правила поведения на улице. Пешеходы – нарушители. Практика: Проблемные ситуации. Дорожные происшествия. Дорожные ловушки. 13.Мы пассажиры (3 часа) Теория: Участники дорожного движения. Правила поведения в наземном транспорте. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения на остановках. Практика: Правила поведения во время ожидания транспорта и нахождения в транспорте. 3-й год обучения 1. Вводное занятие (1 час). Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год. 2. Грузовой транспорт (1 час). Теория: Грузовой транспорт. Назначение. Виды транспорта. Определение вида транспорта, его назначение. 3. Легковой транспорт (2 часа). Теория: Легковой автомобиль. Назначение. Сходства и отличия легкового транспорта от грузового, пассажирского. Практика: Определение сходства и отличия легкового транспорта от грузового, пассажирского. 4. Пассажирский (2 часа). Теория: Пассажирский транспорт. Сходство и различие между трамваем автобусом, троллейбусом, поездом. Место нахождения остановки. Пассажиры. Правила безопасности пассажира. Практика: Правила безопасности пассажира. 5. Машины специального назначения (1 час). Теория: Машины специального назначения. Внешний вид. Их назначение. Оснащение. Правила их движения. Обязанности пешеходов при встрече с машинами специального назначения. Номер телефона специальных служб. 6. Строительная техника (1 час). Теория: Строительная техника. Внешний вид. Ее назначение. Оснащение. 7. Велосипед (2 часа). Теория: Велосипед. Внешний вид. Составляющие. Назначение. Правила движения для велосипедистов. Велосипедная дорожка. Практика: Правила движения для велосипедистов. Аптечка для велосипедиста. 8. Водитель (1 час). Теория: Важность, ответственность и необходимость в профессии водителя. Причины дорожно-транспортного происшествия. 12 9. Инспектор ГИБДД (1 час). Теория: Важность, ответственность и необходимость в профессии инспектора ГИБДД. История ГИБДД. 10. Улица (1 час). Теория: Улица. Ее особенности. Моя улица. Мой город. Правила поведения на тротуаре, остановке общественного транспорта. 11. Дорога (5 часов). Теория: Дорога. Тротуар. Проезжая часть. Разделительная полоса. Обочины. Разметка на дороге. Строительство современных дорог. Дорожные ловушки. «Мертвые зоны». Практика: Безопасность пешеходам. 12. Светофор и его сигналы (4 часа). Теория: Светофор. Сигналы. Назначение. Диагональный переход. Практика: Правила поведения пешеходов. 13.Основные сигналы регулировщика (3 часа). Теория: Регулировщик. Жезл и его предназначение. Сигналы регулировщика и светофора. Практика: Правила поведения пешеходов. 14. Дорожные знаки (3 часа). Теория: Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Пешеходные переходы, улицы и мосты. Практика: Правила поведения пешеходов. 15. Это должны знать все (6 часов). Теория: Правила перехода дороги по пешеходному переходу. Правила перехода дороги по регулируемому переходу. Правила поведения на улице. Пешеходы – нарушители. Фликер. Светоотражающий жилет. Практика: Дорожные происшествия. Дорожные ловушки. 16.Мы пассажиры (2 часа) Теория: Участники дорожного движения. Правила поведения в наземном транспорте. Правила посадки и высадки пассажиров. История ремней безопасности и детских кресел. Правила поведения на остановках. Практика: Правила поведения во время ожидания транспорта и нахождения в транспорте. 1.5. Планируемые результаты К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты. Обучающие. Обучающиеся будут: - знать основные правила и понятия Дорожного этикета; - получат навыки по применению правил дорожного движения в различных жизненных ситуациях; - проявлять устойчивый интерес к занятиям; - соблюдать элементарные правила безопасности; Развивающие. У обучающихся будет: - сформированы навыки безопасного поведения на улице и дорогах; 13 - самооценка, самообладание, выдержка, уважение к чужому мнению; развито умение ориентироваться в различной обстановке; - сформированы навыки самостоятельной работы; Воспитательные. У обучающихся будут: - сформированы адекватная - сформированы такие черты как усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость; - развита мотивация к познанию. К концу учебного года воспитанники будут знать: - Основные понятия дорога, улица, тротуар, пассажир, остановка, светофор, транспорт, дорожные знаки. - базовые правила поведения на дороге, остановке, тротуаре; - как решать дорожно-транспортные ситуации. К концу учебного года воспитанники будут уметь: - сознательно относится к своим и чужим поступкам; - отрицательно относится к нарушениям ПДД - безопасно вести себя в любой дорожной ситуации. 14 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график построен, исходя из следующего: ✓ начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –31 мая; ✓ начало учебных занятий не ранее 10.00 час, окончание – не позднее 17.00 час; ✓ продолжительность учебного года 36 недель; ✓ объем программы 36 часов в год. Учебные занятия проводятся согласно расписанию. 15 Таблица 4 Календарный учебный график месяц Недели обучени я Кол-во часов Аттестац ия/ Формы контрол я Всего часов 36 сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Входная диагностик а 4 Промежуточная диагностика 4 4 4 4 16 Итоговая диагностика 4 4 4 4 2.2 Условия реализации Программы Материально - техническое обеспечение: Занятия по реализации Программы проходят в групповых помещениях. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в группе организовано в соответствии с: • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; • требованиями охраны труда; • требованиями антитеррористической безопасности; • правилами пожарной безопасности; • требованиями к оснащенности развивающей предметнопространственной среды. Материально-техническая база группы обеспечивает успешную реализацию ФГОС ДО и Программы в частности. Групповое помещение состоит из приёмной, игровой комнаты, спальни, санузла, моечной. Группа оборудована 13 детскими 2-х местными столами и стульчиками на каждого ребёнка, шкафами для игрушек, стеллажами для развивающих центров. В методическом кабинете имеется в свободном доступе ноутбук, проектор, экран. Для успешной реализации цели и задач Программы соблюдая её принципы в соответствии с ФГОС создана соответствующая развивающая среда. При организации уголка дорожной безопасности учтены ряд требований к созданию предметно-развивающей среды: • безопасность – все оборудование, дидактический материал, пособия, материалы отвечают требованиям безопасности; • доступность – оборудование и материалы доступны детям в свободной деятельности; • педагогическая целесообразность – наполнение уголка простое и понятное для дошкольника и отражает реальную картину мира, меняется в соответствии с планом работы. • насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетноролевых игр, пособий; • трансформируемость (возможность изменений ППРС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.; • полифункциональность (возможность разнообразного использования) при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие. • вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение. 17 Перечень оборудования Возраст Наименование оборудования Средний • иллюстрации с изображением транспортных дошкольный средств; возраст (с 4 до 5 • кружки красного и зелёного цвета; лет) • макет пешеходного светофора; • средний транспорт; • небольшие игрушки (фигурки людей, животных). • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.); • дидактические игры: «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»; • картинки для игры на классификацию видов транспорта; простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть; • макет транспортного светофора (плоскостной). • Магнитно-маркерная доска для моделирования дорожных ситуаций. Группа старшего • макет светофора с переключающимися сигналами, дошкольного действующий от батарейки; возраста (5- 6 лет) • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»; • макет улицы с пешеходным переходом; • полотно с изображением дорог, пешеходных переходов; • мелкий транспорт; • макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор; • небольшие игрушки (фигурки людей); • Магнитно-маркерная доска для моделирования дорожных ситуаций. 18 Подготовительная группа (6 - 7 лет) • • • • • • • макет перекрёстка со съёмными предметами; • набор дорожных; • дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»; • схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка; • Магнитно-маркерная доска для моделирования дорожных ситуаций. • картотека «опасных ситуаций»; • разметка: две полосы движения, пешеходные переходы, «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток; • детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски; • наглядная информация: плакаты, памятки Информационное обеспечение. Картотеки стихов, загадок и др.; Картотека игр; Картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»; Картотека видеофильмов о ПДД (диск); Дидактические игры: • «Умные знаки»; • «Какие бывают машины»; • «О чём говорит…»; • «Угадай, какой знак»; • «Что показывает регулировщик»; • «На чём ездят люди»; • «Виды транспорта»; • «Найди и назови»; • «Собери машину»; • «Светофор». Настольные игры: • «Автопарк»; • «Дорожные знаки»; • «Дорожные подсказки»; • «Перевертыши»; • «Помощник светофора»; • «Транспорт». 19 • • • • Картотека подвижных игр: • «Внимание на дороге»; • «Вспомни все»; • «Зимние автогонки»; • «Красный»; • «Не попал»; • «Парковка»; • «Светофор»; • «Тачки»; • «Тише едешь»; • «Чудо»; • «Эстафета». Художественная литература: • Н. Носов «Автомобиль»; • Юрлеин «Любопытный мышонок»; • Кончаловская Н. «Самокат»; • Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»; • С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит»; • Н. Носов « Кирюша попадает в переплёт». Альбомы: • «Разные виды транспорта»; • «История развития автомобилестроения»; • «Как появились правила дорожного движения»; • «Зебра»; • «История светофора». Картинки на классификацию видов транспорта; Интернет – источники: 1. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/ 2. Портал для заинтересованных педагогов и мам https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pdd-dlya-doshkolnikov 3. Сообщество педагогов ПДД. Дошкольник https://vk.com/club175646125 4. Образовательный портал https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-popdd 5. «Добрая Дорога Детства»: газета для детей, родителей и педагогов http://www.dddgazeta.ru/ Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий нормам профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Методическое обеспечение. Особенности организации образовательного процесса. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Используемые педагогические технологии: - развивающее обучение – при развивающем обучении дошкольники самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий; - игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого; - эвристическое обучение позволяет подвести дошкольников, с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди которых являются: - Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер. - Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей. - Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или входе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость учебных и практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня. - Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально 21 представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. - Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях. - Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся: - Интерактивный метод обучения. - Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. - Личностно-ориентированная технология. - Технология игрового обучения. - Метод наблюдения и беседы. - Объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят готовую информацию). - Репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания). Методы воспитания: - поощрение (устное, дипломы и грамоты); - мотивация (настрой воспитанников на достижение цели). Формы обучения и виды занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для детей 47 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей или индивидуально в соответствии с перспективным планом работы. Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей: специально организованные занятия НОД «Социально-коммуникативное развитие», беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за транспортом, 22 экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг, рисунков с изображением улиц, видов транспорта, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры- соревнования, праздники, конкурсы, игры- драматизации и т.д.. Педагогические технологии. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом. Сначала определяется обязательный минимум программного материала, который может усвоить каждый ребенок, с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание. Длительность занятия в средней группе – 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной – 30 минут. Основным механизмом формирования прочных знаний на занятии являются повторение и выполнение упражнений. Алгоритм учебного занятия (структура): Водная часть – создание мотивации. Сюда входит психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация. Психогимнастика является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Психогимнастику можно проводить не только в начале занятия, но и по мере необходимости, если нужно поднять или снять эмоциональное напряжение у детей. Сюрпризный момент – это один из приемов активизации детей на занятии. Сюрприз – это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Проблемная ситуация – для детей, решение которой, они будут находить в течение всего занятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе. Основная часть – изучение нового материала с использованием наглядных, практических и словесных приемов, позволяющих решать программные задачи занятия. Художественно-речевой материал: загадки, стихотворения, пословицы, поговорки, сказки словесные игры – хорошие помощники в интеллектуальном развитии. Они способствуют развитию у детей смекалки, фантазии, умении логически рассуждать и делать выводы. 23 Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики и координации движению рук, стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Карточки с заданиями по ПДД можно использовать в основной и заключительных частя занятия. Они помогают дошкольникам закрепить полученные знания. Задания на карточках из альбомов, тетрадей с игровыми заданиями: - Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007 - Беляевскова Г.Б. Учим правила дорожного движения: Тетрадь дошкольника. – Волгоград: Учитель, 2009 - Школа Юного пешехода. Рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге. 2019 г. Физкультминутки необходимы для снятия напряжения, развития двигательной активности детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве. Заключительная часть – подведение итога всего занятия, оценка детской деятельности (что нового узнали дети на занятии, что больше всего понравилось и т.д.). Она помогает правильно спланировать последующие занятия и исправить ошибки, допущенные на предыдущих . Методические материалы: Методические разработки: - раздаточный материал; - разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений. Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения. 2.3 Формы аттестации и контроля Формы контроля: диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в начале, средине года (по спорным показателям) и конце учебного года. входной, текущий и итоговый контроль. Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего периода обучения. Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования, где изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка. Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования, турниры, чемпионаты. Формы итогового контроля: итоговое занятие. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН обучающихся, составляется аналитическая справка, в которой отражает уровень освоения воспитанниками Программы. Так же подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы, отзывы детей и родителей. 24 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Для успешной реализации Программы используются различные виды групповой и индивидуальной работы: выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов, участие в акциях, конкурсах разного уровня. 25 2.4. Список литературы Литература для педагогов: 1. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. – М.: Дрофа, 2007 2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (2-7 лет) – М.: Мозаика –синтез, 2014 3. Белая К.Ю. Основы безопасности 3 – 4 года – М.: Мозаика –синтез, 2014 4. Белая К.Ю. Основы безопасности 4 – 5 лет – М.: Мозаика –синтез, 2014 5. Белая К.Ю. Основы безопасности 5 – 6 лет – М.: Мозаика –синтез, 2014 6. Белая К.Ю. Основы безопасности 6 – 7 лет – М.: Мозаика –синтез, 2014 7. Бордачева И.Ю. История светофора (наглядно-дидак. пособие) 8. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки (наглядно-дидакт. пособие) 9. Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге (плакаты) 10.Данилова Т.И. Парциальная программа «Светофор». – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2011. 11.Журнал «Путешествие на зеленый свет или школа юного пешехода», 2019 г. 12.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет) – М.: Мозаика –синтез, 2014. – 112 с.: 13.Рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге. «Школа юного пешехода» 14.Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2016. 15.Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 74 с. 16.Шорыгина Т.А. Безопасные сказки. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 с. Литература для детей и родителей: 1. Газета «Добрая дорога детства» 2. Журнал «Путешествие на зеленый свет или школа юного пешехода» 3. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Дорожная азбука. Детская безопасность: учебно-методической пособие для педагогов, практической руководство для родителей. М.:/ Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96 с 4. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М. «Просвещение», 1989.; 5. Рабочая тетрадь для проверки знаний безопасного поведения на дороге. «Школа юного пешехода» Интернет – источники: 1. 2. 3. 4. 5. URL: https://nsportal.ru/ URL: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/pdd-dlya-doshkolnikov URL: https://vk.com/club175646125 URL: https://www.maam.ru/obrazovanie/zanyatiya-po-pdd URL: http://www.dddgazeta.ru/ 26 3. Приложения 3.1. Оценочные материалы Оценочные материалы (Приложение1): - промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных испытаний в процессе обучения за обучающимися; - диагностическая карта оценки ЗУН по Программе; - тесты, карты оценки способностей и знаний; -участие в соревнованиях: городских, республиканских. - открытые занятия. 3.2. Методические материалы Методическая литература и методические разработки для обеспечения образовательного процесса (Приложение 2): - планы- конспекты итоговых занятий; - годовой план воспитательной работы; - сценарии воспитательных мероприятий. 3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3) 3.4. Лист корректировки (Приложение 4) 27 Приложение 1 Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «Путешествует со Светофориком». Дата проведения диагностики__________________ Сформированность ЗУН каждого обучающегося в баллах Проявляют усидчивость, настойчивость, трудолюбие ИТОГО Проявляют навыки самостоятельной работы Проявляют мотивацию к познанию Умеют ориентироваться в различной обстановке Соблюдают элементарные правила безопасности. Проявляют устойчивый интерес к занятиям Знания. Умения. Навыки. Применяют ПДД в различных жизненных ситуациях ФИО обучающихся Называют основные правила и понятия Дорожного этикета № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ИТОГО сформированность ЗУН группы в % Педагог _________________________ ФИО, подпись ЗУН по каждому параметру оцениваются по 3 бальной системе, методом наблюдения. Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), по спорным показателям (январь), итоговая (май). 28 «Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы» Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: - высокий – 3 балла; - достаточный – 2 балла; - начальный – 1 балл. Графическая запись динамики знаний детьми Правил дорожного движения 1 год обучения Фамилия, имя ребёнка______________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ Дата обследования__________________________________________________ Вопросы сентябрь I II III I май II III Какие ты знаешь автомобили? Какие автомобили называют грузовыми? Назови части автомобиля Что такое светофор? На какой сигнал светофора можно переходить улицу? Как называется место, где ходят люди? Что ты знаешь о работе водителя? Что ты знаешь о пассажирском транспорте? Где можно играть? Почему нельзя играть на проезжей части дороги? 2 год бучения Фамилия, имя ребёнка______________________________________ Дата рождения _______________________________________________ Дата обследования____________________________________________ Вопросы сентябрь I II III I Какой транспорт перевозит грузы и какие? Какой транспорт перевозит пассажиров? Чем отличается автобус от троллейбуса? Назови правила поведения в автобусе 29 май II III Что помогает работать мотору автомобиля? Назови машины специального назначения Что означают сигналы светофора? Что такое улица? Кто является пешеходом? Назови правила поведения пешеходов Что такое переход? Что такое проезжая часть? Двустороннее, одностороннее движение – это что? Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» 3 год обучения Фамилия, имя ребёнка______________________________________________ Дата рождения _____________________________________________________ Дата обследования__________________________________________________ Вопросы сентябрь I II III I май II III Какой транспорт перевозит грузы и какие? Какой транспорт перевозит пассажиров? Чем отличается автобус от троллейбуса? Назови правила поведения в автобусе Что помогает работать мотору автомобиля? Назови машины специального назначения Что означают сигналы светофора? Что такое улица? Кто является пешеходом? Назови правила поведения пешеходов Что такое переход? Что такое проезжая часть? Двустороннее, одностороннее движение – это что? Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» По окончании обследования планируется индивидуальная коррекционная работа с детьми. 30 Приложение 2 Квест игра «Путешествие в школе юного пешехода». Цель: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге через игру. Задачи: закрепить знания детей по ПДД в процессе игровой деятельности; формировать правильное поведение на улицах и дорогах; воспитывать внимание, сосредоточенность; развивать коммуникативные навыки, творческие способности, логику, мышление; создавать благоприятную эмоциональную среду для детей. Привлечь внимание родителей к данной теме. Практическая значимость, актуальность: В настоящее время проблемы безопасности движения приобрели важное значение. С каждым годом возрастает количество дорожно-транспортных происшествий. Поэтому перед педагогами встала задача более широкого изучения дошкольниками правил дорожного движения. Новая форма занятия должна быть увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Эти критериям в полной мере и отвечает квест. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию общества, раскрытию способностей детей. Краткое содержание мероприятия Ведущая: Здравствуйте, Ребята, вы стали уже большими, ходите в подготовительную группу, скоро вы станете первоклассниками, и будете ходить в школу, чтобы не попасть в неприятную историю, идя в школу, вы должны соблюдать правила дорожного движения. И сегодня мы для вас хотим провести удивительное и необычное путешествие, квест игру. Игра представляет собой соревнование четырех команд, капитан каждой команды – родитель воспитанников данной группы детей. Каждой команде даётся маршрутный лист, на котором указан индивидуальный порядок прохождения этапов. Этапы обозначены дорожными знаками, которые прикреплены на двери кабинетов. Чтобы найти свой этап, участники должны установить соответствие между названием дорожного знака из маршрутного листа и его изображением на двери кабинета. Так они передвигаются от станции к станции согласно своему маршрутному листу. Но прежде чем приступить к игре, мы с вами проведем небольшую разминку. Я задаю вопрос, если вы согласны, громко крикнете в ответ «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет, тогда топайте ногами. 1. Станция «Извилистая дорога» Здравствуйте, ребята перед вами извилистая дорога вам необходимо проехать на самокате объезжая конусы, которые встречаются вам на пути не 31 задев их, вернуться обратно по внешней стороне, и передать эстафету следующему участнику. 2. Станция «В троллейбусе» (Школа юного пешехода. Рабочая тетрадь Задание 22 стр., 25) найди отличия 3. Станция «Велосипедная дорожка» Здравствуйте, ребята! Ваша команда должна собрать знаки из предложенных частей, а то злой волшебник все перепутал. Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите пазл. 4. Станция «В гостях у Айболита» Здравствуйте, ребята! Ваша команда должна научится оказывать первую помощь при падении и ссадинах. Молодцы, ребята! Справились с заданием, получите пазл. 5. Станция «Светофор» .Игра веселый светофор. (Школа юного пешехода. Рабочая тетрадь Задание 19 стр., 22) Звучит веселая музыка, игра «Сигналы светофора». Молодцы, ребята вы справились с заданием, получите пазл 6. Станция «Подземный переход» загадки (Школа юного пешехода. Рабочая тетрадь Задание 3 стр., 5) Ситуация на улице города. 7.Станция «Конкурс капитанов» Тестовые задания (По материалам журнала Путешествие на зеленый свет или школа юного пешехода, сентябрь-октябрь 2019 г.) Ребята, вы большие молодцы, успешно прошли все испытания, собрали картину-пазл (Школа юного пешехода. Рабочая тетрадь Задание 11 стр., 13) и доказали, что вы настоящие знатоки правил дорожного движения! В подтверждение этому я повелеваю вручить вам удостоверение пешехода. На торжественное вручение СТАНОВИСЬ! Итог. По итогам мероприятия повышен интерес детей и их родителей к изучению правил дородного движения, к соблюдению правил дорожного движения на улица родного города. 32 Приложение 3 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 20 «Дельфин» Утверждаю: Заведующий МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад № 20«Дельфин» Шкиль Н.В. __________________ Календарно-тематический план образовательно - воспитательной работы по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествуем со Светофориком» на 2023 – 2024 учебный год Составил: старший воспитатель Воропай Л.С. Количество часов в неделю – 1 ч /на год – 36 ч. Г. Керчь 33 Название группы: средняя группа «Осьминожки» № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1. Вводное занятие. ТБ 1 2. Грузовой транспорт 4 3. Легковой транспорт 4 4. Пассажирский транспорт 6 5. История создания транспорта 1 6. Водитель 1 7. Улица 4 8. Светофор и его сигналы 3 9. Дорожные знаки 7 10. Это должны знать все 5 ИТОГО Форма аттестации или контроля Примечание (корректировка) По факту Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 36 час Название группы: средняя группа «Жемчужинка» № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию 34 Форма аттестации или контроля Примечание (корректировка) По плану 1. Вводное занятие. ТБ 1 2. Грузовой транспорт 4 3. Легковой транспорт 4 4. Пассажирский транспорт 6 5. История создания транспорта 1 6. Водитель 1 7. Улица 4 8. Светофор и его сигналы 3 9. Дорожные знаки 7 10. Это должны знать все 5 ИТОГО По факту Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 36 час Название группы: старшая группа «Остров сокровищ» № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 35 По факту Форма аттестации или контроля Примечание (корректировка) 1. Вводное занятие. ТБ 1 2. Грузовой транспорт 2 3. Легковой транспорт 2 4. Пассажирский транспорт 3 5. Машины специального назначения 3 6. История создания транспорта 1 7. Водитель 1 8. Улица 2 9. Дорога 3 10. Светофор и его сигналы 3 11. Дорожные знаки 5 12. Это должны знать все 7 13. Мы пассажиры 3 ИТОГО Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 36 час 36 Название группы: подготовительная группа «Радость» № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1. Вводное занятие. ТБ 1 2. Грузовой транспорт 1 3. Легковой транспорт 2 4. Пассажирский транспорт 2 5. Машины специального назначения 1 6. Строительная техника 1 7. Велосипед 2 8. Водитель 1 9. Инспектор ГИБДД 1 10. Улица 1 11. Дорога 5 12. Светофор и его сигналы 4 13. Основные сигналы регулировщика 3 Форма аттестации или контроля По факту Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 37 Примечание (корректировка) 14. Дорожные знаки 3 15. Это должны знать все 6 16. Мы пассажиры 2 ИТОГО Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 36 час Название группы: подготовительная группа «Радуга» № п\п Название темы занятий Количество часов Дата по расписанию По плану 1. Вводное занятие. ТБ 1 2. Грузовой транспорт 1 3. Легковой транспорт 2 4. Пассажирский транспорт 2 5. Машины специального назначения 1 6. Строительная техника 1 7. Велосипед 2 8. Водитель 1 9. Инспектор ГИБДД 1 Форма аттестации или контроля По факту Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 38 Примечание (корректировка) 10. Улица 1 11. Дорога 5 12. Светофор и его сигналы 4 13. Основные сигналы регулировщика 3 14. Дорожные знаки 3 15. Это должны знать все 6 16. Мы пассажиры 2 ИТОГО Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 36 час 39 Приложение 4 Лист корректировки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествуем со Светофориком» Дата На основании / в Внесённые Кем внесены внесения соответствии изменения (в изменения изменений каком разделе (Ф.И.О. программы). подпись) 40 Приложение 5 3.5. План воспитательной работы № Содержание работы п/п 1. Проведение тематических мероприятий: «День знаний», «Путешествие в страну дорожных знаков» «Мой любимы город Керчь» Срок 1 неделя сентября 2 неделя сентября Ответственные Старший воспитатель, Педагоги ДОУ Челендж совместно с родителями «Ребенок 4 неделя главный пассажир» сентября «День пожилого человека –День добра и уважения» «Незнайка учится быть пешеходом» «Разные возможности – равные права!» к Международному дню инвалида «День Республики Крым» 2. «Весна в Крыму», «Как у наших у ворот очень важный знак живет» Квест «Путешествие по любимому городу Керчь» Проведение акций: «Я заметен на дороге!» «Военная техника» Октябрь Ноябрь Декабрь 3 неделя января 4 неделя января Март Апрель Сентябрь Февраль Старший воспитатель, Педагоги ДОУ «Окна Победы. Техника военных лет» Экологическая акция: «Чистые дороги» Май Май 3. Неделя безопасности: «Дети и ПДД» «Безопасность детей наше общее дело» 3-я неделя сентября 3-я неделя января 3-я неделя мая Старший воспитатель, Педагоги ДОУ 4. Проведение смотров, конкурсов: Конкурс творческих работ «Дорога глазами Октябрь – детей» ноябрь Смотр уголков воспитания у детей Февраль, безопасного поведения на дорогах. Старший воспитатель, Педагоги ДОУ 41 5. 6. 7. Конкурс творческих работ «Безопасное Май лето» Анкетирование родителей с целью Сентябрь ознакомления с семейным опытом Апрель воспитания у детей безопасного поведения Цикл НОД с использованием В течение интерактивных технологий по воспитанию у года детей безопасного поведения на улицах города. Выставка рисунков «Безопасность детей наше общее дело» Ноябрь «Я и моя семья» Февраль «Космические приключения» Апрель 42 Старший воспитатель, Педагоги ДОУ Воспитатели групп Воспитатели, воспитанники, родители