Использование различных технологий для речевого развития

07.03.2024

Поговорим о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей, например, от 3 до 4 лет.

•        Активный словарь: в речи детей присутствуют существительные, глаголы, местоимения (мой, твой, наш), наречия (тут, там, здесь), числительные (один, два), притяжательные прилагательные (дядина шляпа, мамино пальто), обобщающие понятия (дикие животные, домашние животные, их детёныши; фрукты, овощи; игрушки, посуда).

•        Грамматический строй: дети отвечают на вопросы взрослых развёрнутыми фразами, состоящими из 3-4 и более слов. Используют в речи предлоги «В», «На», «Под», «Над». Дети могут пользоваться трех- и четырёхсложными словами (пирамида, яблоко и т. д.)

•        Звукопроизношение: произносят звуки

•        все свистящие (с, сь, з, зь)

•        все губные (п, пь, б, бь)

•        все зубные (т, ть, д, дь)

•        губно-зубные (ф, фь, в, вь)

•        все гласные (а, о, у, ы, и, йотированные я, ю, е, ё)

•        шипящие (ш, ж, ч, щ), допускаются замены на свистящие (каша –каса, шайба – сайба)

•        сонорные (р, рь, л, ль) заменяются на [ль], реже (й) – йябота, йека.

Возрастные несовершенства постепенно к 4-5 годам исчезают из детской речи. Но роль взрослых необычайно велика в этом вопросе.

Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.

А теперь некоторые советы:

•        речь взрослого должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонетически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;

•        следует обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка постоянно в повседневной жизни (исправлять допущенные ошибки);

•        играть с ребёнком в разные игры, т. к. ведущий вид деятельности у ребенка – игра.

Игры и игровые упражнения, способствующие развитию речи ребенка.

Развитие слухового восприятия.

Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит. Поэтому нужно развивать слуховое восприятие ребенка.

Для этого можно использовать следующие игровые задания:

•        Угадай, кто кричит?

Покажите ребёнку картинку с разными животными и птицами. Подайте голос, подражая крику одного из животных или птиц, и попросите показать и назвать, кто из них кричит. Далее пусть ребёнок попробует воспроизвести голос этого животного или птицы.

•        Громко – тихо.

Объясните ребёнку, что, что услышав громкое звучание бубна, он должен хлопать в ладоши, а тихое – топать ножками.

•        Вставь слово.

Читая ребёнку сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произнесению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь (побудить) ребенка можно паузой, интонацией.

•        Отгадывание загадок.

Подготовьте заранее картинки с отгадками. Вы говорите загадку, ребёнок выбирает картинку - отгадку.

Развитие грамматического строя речи.

Воспитатель: Попробуйте потренировать ребенка в умении различать слова, близкие по звуковому составу. Лучше подбирать слова, знакомые ребёнку, значение которых он хорошо знает и которыми пользуется.

•        Правильно или неправильно?

Дайте ребёнку игрушку, например, мяч. Предложите послушать, как вы будете называть игрушку. Если вы назовёте игрушку неправильно, то ребёнок должен топнуть ногой (или хлопнуть в ладоши). Например: мяч – мяч – меч-бяч-мясь-мяч.

•        Какой слог лишний?

Вы произносите слоги: на-на-на-ба. Что лишнее? Ответ ребенка: Ба.

Или: Ба-ба-ка-ба. Что лишнее? Ответ ребенка: Ка.

•        Игралка – повторялка.

Повтори: ра-ба-ра-ба. Ребёнок повторяет.

Повтори последний слог: до-до-до-ду. Ребёнок повторяет: «Ду».

Повтори первый слог: ка-ки-ко-ку. Ребёнок повторяет: «Ка».

•        Где мишка?

Вы берете игрушку, например, мишку. Нужен ещё детский столик и ведро или ящик. Ставите мишку на стол. Спрашиваете у ребенка: Где мишка? (Мишка на столе).  Убираете мишку под стол. Спрашиваете у ребенка: Где мишка? (Мишка под столом). Убираете мишку в ведро. Спрашиваете у ребенка: Где мишка? (Мишка в ведре).

•        Чего не стало?

Вы берете от 3 до 5 игрушек. Ребёнок каждую игрушку называет. На его глазах вы убираете одну игрушку. Спрашиваете: «Чего не стало?». Ребёнок отвечает: «Не стало мишки» или «Не стало зайчика».

Развитие речевого дыхания.

Воспитатель: Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли его дыхание, не приходится ли ребёнку держать рот открытым. Ведь для того, чтобы произнести развёрнутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть плавным достаточно продолжительным выдохом через рот.

•        Бабочка.

На верёвочке укрепите лёгкую бумажную бабочку. Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щёк – бабочка полетит. Пусть повторит несколько раз. В следующий раз вместо бабочки может быть птичка или комарик.

•        Буря в стакане.

Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой. Итак, раз 5-7.Хочу такой сайт

•        Чистоговорки, короткие потешки, произнесение гласных звуков.

Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных звуков, фраз, чистоговорок, коротких потешек.

Формирование правильной артикуляции (произношение звуков).

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые вы вместе с ребёнком делаете 1-2 раза в течение дня, выбирая по одному упражнению из трех позиций.

1.      Для губ:

•        Прятки: высунуть и спрятать широкий язычок. Повтор 5-7 раз.

•        Заборчик: сделать широкую улыбку, обнажив максимально все зубы. Стараться удержать до 5 секунд. Повтор 3-5 раз.

•        Хоботок: вытянуть максимально вперёд губы. Стараться удержать до 5 секунд. Повтор 3-5 раз.

2.      Для языка:

•        Лошадка: звучное цоканье язычком. Повтор 5-10 раз в 2-3 захода.

•        Качалка: рот раскрыть, касаться кончиком языка то верхней, то нижней губ. Повтор 5-10 раз.

•        Грибок: присосать язык к небу при раскрытом рте, медленно опускать нижнюю челюсть. Повтор 5-10 раз.

3.      Для щёк и губ:

•        Зарядка: улыбнуться то одним, то другим уголком рта. Повтор 5-10 раз.

•        Пушка: надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы. Повтор 5-10 раз.

•        Козырёк: закрыть верхней губой нижнюю, и наоборот. Повтор 5-10 раз.

Развитие фразовой речи, расширение словаря.

Предлагаю обыгрывание игровых ситуаций с целью развития фразовой речи.

Взрослый   Ребёнок

Вы берете куклу и спрашиваете:

«Кто к нам приехал в гости?» Ребёнок даёт полный ответ:

«К нам в гости приехала кукла».

«Это что у куклы?» (показываете на ручки, волосы, ножки и т. д.).        «У куклы есть ручки, ножки, тело, головка».

«Во что одета кукла?»  «Кукла одета в платье, на ножках – туфельки».

«Спроси у куклы: Ты хочешь кушать?»   Ты хочешь кушать?

«Чем ты будешь куклу кормить?»   Я накормлю куклу кашей.

«Предложи кукле кашу вот так. Кукла, ты хочешь каши?»  «Кукла, ты хочешь каши?» и т. д.

Рассматривание сюжетных и предметных картинок.

Учитываем следующие особенности:

•        Картина должна быть доступна для понимания ребёнком.

•        Вы задаёте вопросы и приучаете ребенка отвечать полным ответом.

•        Одну и ту же картину можно рассматривать через сутки или двое. Во второй или третий раз ребёнку требуется меньше подсказок от взрослого.

     

Чтение художественных произведений.

Следующие особенности:

•        Литературный материал должен затрагивать эмоциональную сферу ребенка.

•        Стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

•        Одно и тоже произведение можно читать по несколько раз в день.

•        После прочтения художественного произведения спрашиваем, про кого сказка, что происходит с главными героями;

•        Учим пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Учим наизусть с детьми стихи, потешки, загадки. (Объем стихотворений 4-6 строк).

А сейчас предлагаю прослушать речь детей вашей группы в записи:

•        стихотворение (1-2 ребенка);

•        отгадывание загадок детьми.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2024

Дата обновления: 19.03.2024

Дата публикации: 07.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».